Вечером 9 сентября объявили лауреатов международного Венецианского кинофестиваля — старейшего международного кинофестиваля, проводящегося с 1932 года в Венеции на острове Лидо. Венецианская Мостра (Mostra Internationale d’arte cinematografica) — так называют фестиваль сами итальянцы.
В этом году многие громкие имена остались в стороне, но все-таки многие актеры и режиссеры приехали в Венецию, отчасти благодаря временным соглашениям с гильдиями сценаристов и актеров США. Ведь в подавляющем большинстве многие работники киноиндустрии заявили о своей поддержке забастовок в Голливуде, которые привлекли критическое внимание к практике кинобизнеса. Но мы могли наблюдать богатый урожай крупных фильмов, которые заставили зрителя порадоваться пребыванию на Лидо (остров, где проходит кинофестиваль). Состав участников конкурса в этом году был подчеркнуто американским и европейским, за исключением одного фильма из Японии, одного из Чили и одного мексиканского режиссера Мишель Франко — «Memory» с североамериканским актерским составом во главе с Джессикой Честейн.
Тем не менее, несмотря на свой мейнстримный уклон, венецианская подборка кинокартин была энергичной. Конкурс не был переполнен экспериментальными изобретениями, но зато зрители дождались долгожданный фильм Йоргоса Лантимоса «Бедняжки» — самая радостная работа греческого режиссера на сегодняшний день. Основанная на романе Аласдера Грея, это викторианская фантазия о молодой женщине (Эмма Стоун), реанимированной хирургом, похожим на Франкенштейна (эксцентричный Уиллем Дефо). Обладая быстро развивающимся мозгом ребенка и телом и либидо зрелой женщины, она отправляется в путешествие открытий со сварливым руэ («roué» пер. путник, распутник), которого играет Марк Руффало с безумно изменчивым англо-американским акцентом. Лантимос и его команда придумывают несколько галлюцинаторных визуальных эффектов, одни только костюмы героини, созданные Холли Уоддингтон, выходят за рамки бреда, а Стоун выдает дикое, остроумное и дерзкое представление, которое вызывает неподдельный восторг.
В конкурсе было больше нестандартных картин, например, драма «Теория всего» немецкого оператора, ставшего режиссером, Тимма Крегера. Жуткая альпийская мистерия, включающая квантовую теорию, двойников на лыжах и поющую джаз роковую женщину, сказочно снята в черно-белых тонах и напоминает «Волшебную гору» Томаса Манна, переписанную Филипом К. Диком и экранизированную Орсоном Уэллсом. Был также жанровый поворот от французского концептуалиста Бертрана Бонелло. «Чудовище» — это очень экспериментальная провокация, действие которой происходит в настоящем, начале 20-го века и ближайшем будущем, а Леа Сейду и Джордж Маккей в главных ролях играют двух людей, живущих разными жизнями. Она якобы основана на рассказе Генри Джеймса, но, несмотря на пару благопристойных салонных сцен 1900-х годов, это совсем не обычное изделие из белого льна того периода.
Как биографический фильм, «Маэстро» был более убедителен, чем «Присцилла» Копполы, основанный на мемуарах Присциллы Пресли, бывшей жены Элвиса. Кейли Спейни наигранно сдержанна в главной роли, напротив столь же преуменьшенного Джейкоба Элорди, но в фильме чувствуется дух элитного телефильма, и, несмотря на безупречные детали эпохи, он никогда не выходит за рамки «позолоченной клетки». Это выглядит как портрет двух довольно скучных людей, живущих скучной жизнью, за исключением того, что один из них — поп-божество, а другой — застенчивый, сбитый с толку подросток.
Некоторые из конкурсных фильмов были очень похожи на современные, что приводило к неоднозначному эффекту. Японский режиссер Рюсуке Хамагути, лауреат премии «Оскар» за великолепный фильм «За рулем моей машины», предложил загадочную драму «Зла не существует», сельскую драму о городских пижонах, которые приезжают в тихую деревню, чтобы открыть глэмпинг-площадку. Отчасти о бессердечии капиталистического предпринимательства, отчасти как поэтическая поэма о мистическом величии природы, фильм безмерно привлекателен и грациозен, но разделил аудиторию своим сбивающим с толку, слабо освещенным финалом, который заставил всех прищуриться, когда ночь и туман скрыли последние тайны.
Лучшее на Венецианском кинофестивале 2023:
Лучшие кинокартины
Зеленая кайма; Бедняжки; Теория всего на свете.
Лучшее исполнение роли
Актерский состав «Зеленой границы»; Эмма Стоун в «Бедняжках»; Кэри Маллиган в «Маэстро».
Лучшие комедии
«Даааааали!» Квентина Дюпье, «Наемный убийца» Ричарда Линклейтера
Лучшая музыка
«Poor Things» Джерарда Хендрикса, «Theory of Everything» Диего Рамоса Родригеса.
Британские прорывы
«Клад Луны Кармун» Джозефа Куинн, «Небесные раскаты» Моина Хуссейн.
Лучшие камбэки
Дэвид Финчер, Майкл Фассбендер и сценарист «Семерки» Эндрю Кевин Уокер, команда мечты, стоящая за «Убийцей»; и посмертно Уильям Фридкин в своей виртуозной драме «Военный трибунал по делу о мятеже Кейна».
Премия «Отличная идея на бумаге» 2023 года
Хармони Корину с «Aggro Dr1ft», его экспериментальной драмой о наемном убийце с участием рэпера Трэвиса Скотта. Снятые тепловизионными камерами, эти изображения с яркими оттенками заставили зрителей почесать в затылке и потянуться за глазными каплями.